Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Беспилотникам готовят послабления

Беспилотникам готовят послабления

Правительству удалось найти компромисс с авиамоделистами и производителями беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по вопросу применения новых положений Воздушного кодекса. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Минтрансе, с представителями отрасли принципиально согласованы подходы, позволяющие избежать эксцессов, в результате которых все авиамодели и БПЛА весом свыше 250 г с 1 апреля нужно будет официально регистрировать, а их владельцам оформлять удостоверения пилотов.

— Есть понимание, что на уровне подзаконных актов мы упорядочим процесс регистрации и сертификации БПЛА и авиамоделей таким образом, что их производители и эксплуатанты не столкнутся с существенными проблемами после вступления в силу обновленного Воздушного кодекса, — говорит собеседник «Известий» в Минтрансе. — Проекты постановлений правительства по этой теме сейчас находятся в стадии подготовки.

Закон о внесении изменений в Воздушный кодекс (ВК) подписан президентом 29 декабря 2015 года. Обновленный ВК вступает в силу 1 апреля 2016 года. Основные изменения касаются беспилотных летательных аппаратов, которые нужно будет сертифицировать и регистрировать, если их взлетная масса превышает 250 г. Также вводится обязательная аттестация операторов БПЛА.

Владельцы компаний, поставляющих беспилотники и осуществляемые с их помощью сервисы (объединены в группу AeroNet), в конце прошлого года обращались к президенту с просьбой не подписывать изменения в ВК, утверждая, что новый порядок заморозит индустрию БПЛА на один-два года. С аналогичным обращением к президенту обращалась и Федерация авиамодельного спорта России (ФАСР). Их аргументация похожа: сертификация и регистрация сейчас невозможны, так как нет процедуры сертификации БПЛА, не написаны сертификационные требования. Эти документы выпускаются приказами Минтранса, регистрируются в Минюсте.

Дело в случае с БПЛА затянется на годы, в течение которых действующие участники рынка окажутся вне закона, что лишит компании возможностей для развития.

— Закон никто менять не будет, но мы договорились работать с подзаконными актами, — говорит гендиректор компании «АФМ-Серверс», строящей БПЛА, Амир Валиев. — Есть механизм изменения ВК таким путем, чтобы при этом не менялись основные правила. Например, есть положение о том, чтобы все БПЛА были сертифицированы. Если постановлением правительства функции регистрации закрепить за общественными организациями, что законодательство позволяет делать, тогда получится, что мы процесс госрегистрации можем разделить на несколько частей. Первая часть — это тяжелые беспилотники весов выше 30 кг — военные и гражданские, они должны взаимодействовать с диспетчером.

Для них будет госрегистрация, от этого никуда не денешься. Вторая группа — это авиамоделисты. Постановлением правительства можно оговорить, что такое авиамодель, и ввести для них отдельный режим регистрации в саморегулируемых организациях, которые предоставят данные государству. Я сегодня был в Росавиации — там с таким подходом согласны.

По словам Амира Валиева, аттестация специалистов, управляющих БПЛА, которая требуется по новым правилам, в случае с авиамоделистами может быть ограничена инструктажом.

— С БПЛА массой меньше 30 кг также возможно упрощение процедур для тех аппаратов, которые не будут летать над населенными пунктами и в местах, где есть закрытое воздушное пространство, — считает он. — В этих случаях сертификат типа для БПЛА может выдаваться в упрощенном порядке.

Владельцы компаний, поставляющих беспилотники и осуществляемые с их помощью сервисы, объединились относительно недавно, чему способствовала «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) — президентская программа, направленная на то, чтобы выявить потенциально значимые технологические отрасли будущего, где российские компании могли бы вырасти в глобальных игроков. В рамках этой программы в 2015 году при участии Агентства стратегических инициатив был разработан план AeroNet, впоследствии одобренный президиумом Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России. Теперь авторы AeroNet, прописавшие сценарий развития отрасли БПЛА в России, просят президента предотвратить отраслевой коллапс.

Лидер группы AeroNet Сергей Жуков рассказал «Известиям», что самые острые вопросы, связанные с введением нового ВК, были вынесены на заседании межведомственной рабочей группы НТИ.

— Инициативы AeroNet и ФАСР были поддержаны, а мы, со своей стороны, предложили помощь государству в осуществлении административных функций, — говорит Сергей Жуков. — Все что касается сертификации, регистрации и подготовки внешних пилотов в части легких аппаратов, мы можем взять на себя — вести базу данных, которая затем станет составной частью госреестра.

По словам вице-президента ФАСР Игоря Трифонова, Федерация авиамодельного спорта обеспокоена тем, что подзаконные акты могут не успеть принять к 1 апреля.

— Нам действительно обещали послабления, но пока на словах, — говорит он. — Надеемся, что в ближайшие три недели наступит ясность. Закон должен вступить в силу скоро, и, если за этот месяц не произойдет конкретных подвижек, наступит коллапс. Придется отменять соревнования, в том числе международные. Мы об этом писали министру спорта Виталию Мутко. Но самое страшное — это даже не отмена соревнований. А то, что могут закрыться площадки, где тренируются дети. Мне уже один директор Дворца юных техников, где есть специализированный кордодром, огороженный сеткой, заявил, что с 1 апреля перестанет пускать туда детей. Потому что модели не сертифицированы, удостоверений пилотов у детей нет.


Место проведения: