Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

В "Тинтауне" - новый мОлег АСМУС: Наша цель - выстроить модельную систему управленияэр

По итогам 2015 года Ульяновская область заняла 3-е место в ПФО по уровню социальноэкономического развития. Именно с этого начался наш разговор с вице-премьером областного правительства Олегом Асмусом.

- Отмечу сразу, третье место -это не самоцель и желание побить себя в грудь. Время не то. Ситуация в стране, в регионе достаточно проблемная, и поэтому третье место мы оцениваем не как повод похвалиться, а через призму того, как оценить эффективность принятых нами мер, эффективность нашей антикризисной программы, нашей стратегии. Как их померить? Это очень тяжело сделать. В этом нам помогает данный рейтинг, - пояснил зампред.

- Олег Владимирович, а кто в рейтинге занял первые два места?

- Лидер в округе - Татарстан, на втором месте - Башкортостан, дальше - мы. Причем отставание от первой двойки небольшое. Это говорит о том, что темпы роста по сравнению с другими субъектами - нашими соседями - у нас выше. А там, где у нас произошло некоторое падение по показателям, как, собственно, по всей стране, у нас они были ниже.

- Что является сильными сторонами Ульяновской области?

- На первое место я бы поставил темп роста инвестиций. Он один из самых высоких в стране. Мы привлекли рекордный объем инвестиций в нашу экономику - 90 миллиардов рублей. Когда я выступал перед студентами, они мне задали вопрос: для нас это много или мало. Есть такой общепринятый показатель - объем инвестиций должен составлять в идеале порядка 20 - 25% валового регионального продукта. У нас ВРП - 270 миллиардов. То есть мы его уже давно перевыполнили и имеем показатель по объему инвестиций гораздо выше.

Второй показатель, индекс промышленного производства. Признаюсь, как экономист, я опасался, что нам в условиях сложного периода не удастся добиться прошлогоднего его уровня. Однако мы снова имеем положительный показатель - выше 100%. Это большая редкость для нынешней ситуации по стране, в регионах которой падение объемов промпроизводства составляет от 5 до 7%.

Также хочу отметить, что темп ввода жилья в 2015 году был самый высокий за последние годы и сдан рекордный объем жилья.

Кроме того, в регионе достаточно низкая для нынешних времен безработица. А если сравнивать с другими субъектами и округа, и страны - она вообще одна из самых низких. Да, я понимаю прекрасно, что многие со мной не согласятся, но я же не оторванный от жизни, и у меня есть очень много родственников, друзей, которым сегодня тяжело: кто работу потерял, кто ищет.

- Под сокращение многие попали...

- Да, многие. Но если мы возьмем картину, такой некий срез, по всей стране, то у нас ситуация с занятостью населения чуть лучше.

- Но вы сравниваете по методологии МОТ?

- Да, по методологии Международной организации труда. Переведу на понятный язык. Что такое регистрируемая безработица? Это когда человек пришел в Центр занятости и его зарегистрировали, он становится безработный. Однако очень многие квалифицированные люди туда не придут, во-вторых, мы же понимаем, что есть где-то в районах незарегистрированные рабочие. Это есть. Поэтому для меня показатель регистрируемой безработицы как для аналитика не очень показательный. А вот по методологии МОТ проводится независимый опрос людей даже тех, кто имеет работу, но желает, к примеру, ее сменить. Я согласен с такими результатами.

- Какие проблемные зоны в экономике региона?

- Было бы нечестно говорить, что нет проблем. Есть проблемы. Мы отрицательно закончили год по линии сельского хозяйства. Это, наверное, самая больная тема. И у нас высокие темпы инфляции. Правда, это как у всех. Вот два критерия, которые беспокоят.

- А что не так в сельском хозяйстве?

- Все знают, что есть проблемы в отрасли животноводства и проблемы с нашими птицефабриками, которые снизили объемы производства. Растениеводство, увы, не смогло скомпенсировать потери в животноводстве. Вся надежда на 2016 год. Агрономы утверждают, что если никаких катаклизмов не будет, то можно рассчитывать на очень высокий урожай. Гарантируют, что это вообще будет самый высокий урожай в современной истории России. Надеемся, что локомотивом роста в 2016 году для нас станет именно сельское хозяйство.

- А каковы темпы инфляции?

- Официально зарегистрированный темп рост 113,9%. На столько выросли в среднем цены. На какие-то продукты, вещи цены выросли еще сильней, но на что-то они практически остались на прежнем уровне. Если сопоставить с показателями доходов населения, они у нас выросли в пределах 108%. В целом по стране аналитики оценивают, что уровень доходов населения сократился на 7 - 8%. Это та реальность, тот кризис, те последствия санкций и прочих проблемных моментов, которые переживает вся страна.

- Вы говорите кризис... Он еще себя покажет нам или пик пройден?

- Я на этот вопрос отвечать не хочу Мне очень понравилось на Гайдаровском форуме сравнение: Алексея Улюкаева назвали водолазом, который каждый месяц берет костюм, ныряет и говорит: «Я нашел дно». Потом опять ныряет - нашел очередное дно... Я могу оценить какие-то вещи, на которые у меня есть какое-то видение. Но говорить, что это истина и именно так будет, не могу. Ну никто не смог спрогнозировать, что будет такая низкая цена на нефть! Поэтому нет смысла сегодня себя в грудь колотить и говорить, что я знаю, что будет завтра. Мы должны принимать взвешенные решения исходя из ситуаций и делать разумную стратегию независимо от кризиса и других явлений. Мы должны идти к этой цели, которую выбрали, и действовать четко.

- Каковы прогнозы социально-экономического развития области на 2016 год?

- Мы планируем в любом случае не допустить спада объемов промышленного производства. Должны обеспечить продолжение роста объемов жилья. Инвестиции должны вырасти. Так что планы у нас самые амбициозные. Я считаю, что все проблемы нас в нашем развитии не остановят. Задел в экономике области есть.

Я прекрасно понимаю, что проблема какого-то одного завода касается сотен, тысяч человек, и они сегодня ругают власть за то, что она ничего не делает. Но задача власти заключается как раз в том, чтобы обеспечить компенсацию, то есть должны появляться новые рабочие места, новые заводы. Какая самая главная заслуга правительства и губернатора за последние годы? В регионе появилось очень много игроков на рынке, которые разбавили среду. Правильно говорить диверсифицировали экономику, привнесли конкуренцию. Возьмем 2005 год - было пять заводов, которые на 80% определяли всю экономику «Зачихал» завод - все, люди вышли на улицы, работать негде. Сегодня нет ни одного предприятия, которое бы определяло больше чем на 5 - 7% свою долю в том или ином виде экономической деятельности. То есть в экономике происходит уравновешивание. Если мы раньше говорили, что наш бюджет зависит от четырех заводов, то сегодня есть небольшие предприятия в заволжской зоне, которые заплатили налогов столько же, сколько наши «монстры» в виде УАЗа. Это и есть диверсификация. Вот этим власть должна заниматься.

Задача государства - обеспечить гарантированное поступление денег в бюджетную систему, создать гарантированные рабочие места на альтернативных предприятиях, чтобы у людей был выбор. Вот мерило эффективности работы власти и мерило эффективности стратегии.

- С 2016 года вы возглавили Центр управления реформами. Такая пока непонятная структура... Расскажите подробней, чем будет заниматься центр?

- Я хотел бы прояснить ситуацию. Центр управления реформами - это не какое-то министерство, куда мы набрали сколько-то чиновников и я пришел туда командовать. Это не так. Это перенастройка в правительстве, когда были созданы несколько совещательных, аналитических органов, но не с нуля, а за счет перестройки системы взаимоотношений. То есть никаких новых чиновников у нас не появилось. Мы понимаем, что пришло время реформировать те или иные направления. И губернатором мне оказано доверие по координации этой работы, за что я ему благодарен.

Мы уже создали несколько совещательных органов. Вот все это в сложной схеме имеет название Центр управления реформами.

- Что вошло в центр? Какая его структура?

- Во-первых, экспертный совет, который действовал при губернаторе, совет по модернизации развития экономики. Мы создали совет по реформам, куда вошла, назову модным словом, элита области. Экспертно-аналитическое управление губернатора изменило свою работу, перенастроив ее в сторону аналитики, связанной с проведением реформ. Туда вошел работающий два года НИИ изучения проблем региональной экономики, вошли самые передовые, креативные, умные сотрудники из министерств и ведомств. Соответствующими распоряжениями губернатора утверждены рабочие группы.

- Какими реформами будет управлять центр?

- Как вы знаете, Президентом РФ оказано высокое доверие нашему губернатору реализовать в стране, и в частности в Ульяновской области, так называемую управленческую инициативу. Мы ее называем региональной управленческой инициативой. Но задача стоит, чтобы этот проект стал национальной управленческой инициативой, по образу и подобию того, что делает Агентство стратегических инициатив в свете инвестиций, в разрезе национальной технологической инициативы. То есть мы хотим довести этот проект до уровня страны. Это первый блок реформ, который мы сегодня разрабатываем и хотим внедрить на территории Ульяновской области, а потом нашу лучшую практику распространить совместно с Администрацией Президента РФ и Агентством стратегических инициатив на всю территорию страны. Другими словами, мы хотим выстроить модельное правительство, модельную систему управления регионом.

В Ульяновской области накоплен серьезный успешный опыт в этих вопросах. По числу чиновников наш регион имеет один из самых минимальных показателей в стране, а эффект в социальноэкономическом развитии есть, я сейчас только что назвал его. Можем ли мы еще ужаться по числу чиновников? Можем. Можем мы работать эффективней? Можем. Мы хотим выстроить эту модельную систему управления регионом.

Второй блок, на который хотим замахнуться, это все, что связано с модельной системой управления муниципалитетом. Несколько глав муниципальных образований вошли в совет по реформам и сегодня достаточно мощно работают по этому направлению. Мы хотим, чтобы независимо оттого, кто возглавляет муниципалитет, какая там ситуация, была типичность системы управления, не зависящая от конкретного человека. Система должна заставлять выполнять минимальный стандарт задач.

Пришло время, когда надо что-то менять. Выводить какие-то функции на уровень агломераций, на уровень центрального района, если мы берем какой-то куст.

- В планах...

- Никаких мыслей об объединении районов нет. Передача каких-то функций в центральные районы обсуждается. Готовых решений нет, чтобы их озвучивать. Но мы же прекрасно понимаем, что в советское время один комбайн обрабатывал 420 га и больше не мог. Сегодня есть комбайны, которые обрабатывают 800 га. Ни один крестьянин не купит комбайн, если у него площадь меньше, чем обрабатывает эта техника. Он ее содержит с кем-то, покупает на троих. Это бизнес. Точно так же и здесь. Почему нет? Почему бы систему управления привлечения инвестиций не вывести в головной район и она будет обслуживать пять районов. Почему бы не заключить межрайонное соглашение? Зачем в каждом районе иметь лишних чиновников? Вот это все мы будем прорабатывать.

И третий блок нашей работы - это все, что связано со взаимоотношениями с региональными и федеральными органами власти в части так называемой рискориентированной модели. То есть все, что связано с контрольнонадзорной деятельностью над бизнесом.

Это три проекта, которые мы по поручению Президента РФ должны отточить на территории области.

- Для чего это все будет делаться?

- По моим оценкам, есть возможность побороться за сумму в 500 миллионов рублей, если оценить эффективность хотя бы этих трех блоков.

Другое направление работы центра - это все, что связано с реформами в отдельно взятых сферах деятельности, которые беспокоят сегодня население. Мы проводили опросы и видим, что есть серьезные запросы у населения по тем или иным проблемам. Вот на первом месте сегодня у населения все, что связано с социальной защитой. Средства тратятся на эту сферу огромные, а люди не видят отдачи, есть только раздражение. Часто наряду с нуждающимися на точно такие же средства претендуют достаточно состоятельные люди. Казалось бы, мы хотим решить проблему социальной защиты, а расслоение в обществе еще больше усиливается: богатый богатеет, бедный не догоняет. Наша задача реформировать эту систему не в ущерб качеству и эффективности.

Мы выводим в отдельное направление, опять же по запросу общества. Это все, что связано со здравоохранением.

Здесь корень зла кроется не в финансовых средствах, как многие думают, а в чем-то другом. Об этом пока рано говорить. Когда проект будет готов, я обязательно донесу до всех. Мы же только начали работать.

Ссылки на материал в Интернете:


Место проведения: