Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Беспилотным КамАЗом заинтересовались в Китае и Австралии

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин в ходе выездной сессии Петербургского международного экономического форума в Нижнем Новгороде заявил, что беспилотные КамАЗы заинтересовали потенциальных инвесторов из Китая и Австралии, сообщает агентство ТАСС.

«Это очень хорошая тема. Я знаю, что эти разработки уже интересны китайцам, австралийцам. Беспилотные КамАЗы могли бы использоваться на всех наших магистралях: из Китая в Европу, в регионах Сибири. У нас огромные грузоперевозки, для которых отлично бы подошли беспилотные грузовики», — сказал он.

Руководитель АСИ подтвердил, что разработка машин ведётся полным ходом, машины уже ездят по специально оборудованным трассам, на которых «электронный интеллект ещё должен научиться ездить безопасно». Также он высказал своё мнение о преимуществах беспилотных автомобилей.

«Беспилотный грузовик лучше обычного с водителем тем, что он не устает, ему не надо отдыхать, он не совершает ошибок, связанных с усталостью. Он едет в соответствии с правилами дорожного движения так, как он запрограммирован, при этом он едет круглосуточно», — отметил гендиректор АСИ.

Не обошёл своим вниманием Андрей Никитин и специфические особенности российских грузовиков, которые должны быть их основным преимуществом, перед иностранными конкурентами. «Чем интересна разработка наших ученых, тем, что КамАЗ — это все-таки автомобиль для сложных дорожных условий. Иностранные беспилотники ездят по очень хорошим дорогам, где есть все датчики, отбойники, разметка и т.д. Наши учатся ездить по нашим дорогам», — отметил Никитин.

Также гендиректор АСИ заявил, что он не сомневается в том, что в России в скором времени появится необходимая для беспилотников инфраструктура. «Когда-то в стране и интернета не было, но он появился, также и инфраструктура для беспилотников будет создаваться», — заявил он.

«Техника «КАМАЗ», независимо от наличия в ней функции беспилотности, уже продаётся более чем в 70 странах мира. Низкая конкурентная цена как самого КамАЗа, так и разрабатываемых отечественных систем помощи водителю, систем частично и полностью беспилотного режима движения, делает КамАЗы потенциально очень привлекательными для российских и иностранных клиентов», — прокомментировал ситуацию вице-президент по развитию компании Cognitive Technologies, выступающей партнером проекта беспилотного КамАЗа, Антон Назаркин.

Как пояснил он Gudok.ru, пока ни в России, ни в других странах нет единых нормативно-правовых актов, регулирующих производство и эксплуатацию подобных транспортных средств, и инфраструктуры, позволяющей безопасно использовать такие автомобили. Поэтому говорить о массовом использовании такой техники пока преждевременно.

В данный момент, уточнил Назаркин, разработчики беспилотных автомобилей работают над технологией их использования вне дорог общего пользования. К 2018 году новые машины, согласно плану мероприятий АВТОНЭТ, начнут эксплуатироваться на ограниченных территориях, производственных объектах и объектах инфраструктуры, где риск нанесения ими вреда человеку будет сведён к минимуму.

По этой же причине пока рано говорить о возможности использования отечественных беспилотных автомобилей на чемпионате мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 году.

«Сценарий использования беспилотных автобусов на шасси КамАЗ обсуждается, но возможным их применение станет только в том случае, если к чемпионату мира у нас будет готова система, способная полностью исключить любые риски для населения от такой техники. Важно понимать, что при проведении такого мероприятия как чемпионат мира по футболу, даже небольшие инциденты способны нанести серьезный имиджевый ущерб как самой компании-разработчику, так и государству», — отметил Назаркин.

Как ранее сообщал Gudok.ru, в октябре на открытии форума по науке и технологиям в японском Киото вице-премьер России Аркадий Дворкович объявил о планах представить отечественный беспилотный автомобиль уже к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству заложить в федеральный бюджет 2016 года средства на поддержку программы «Национальная технологическая инициатива». Финансирование должно составить до 10 млрд рублей. Программа охватывает несколько направлений, включая беспилотные автомобили, летательные аппараты и морской транспорт. Для развития в рамках инициативы были также отобраны такие ключевые рынки как возобновляемая энергетика, персонализированная медицина, искусственные компоненты сознания и психики, системы персонального производства и доставки пищи, а также персональные системы безопасности.

В России разработкой беспилотных автомобилей занимается КамАЗ и «Группа ГАЗ». В августе пресс-служба ПАО «КамАЗ» сообщила, что беспилотный грузовик будет готов к выходу на рынок к 2020 году, так как программа создания искусственного интеллекта машины идет с большим опережением графика. Автомобиль уже прошел испытания на закрытом полигоне в подмосковном Ногинске. В ходе тестов прототипа беспилотного грузовика подтвердилось, что машина движется по заданному маршруту, распознает дорожные знаки и других участников движения. Кроме того, грузовик четко едет в колонне, соблюдая дистанцию и объезжая препятствия.

В создании беспилотника КамАЗ принимает участие компания Cognitive Technologies. По словам ее президента Ольги Усковой, прототип уже умеет обходить препятствия, пропускать пешеходов, двигаться в колонне и справляется с поворотами. На данный момент максимальная скорость автономного управления не превышает 60 км/ч, однако в будущем ее планируется увеличить до 80-90 километров в час.

Прототип построен на базе серийного КамАЗ-5350. От стандартной модификации модель отличается дополнительным оборудованием, благодаря которому грузовик может передвигаться без участия водителя. Речь идет о радарах, лидаре (активный оптический сенсор), видеокамерах, системах связи и бортовой электронике. Также для грузовика с автопилотом был разработан джойстик для дистанционного управления. Серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться не раньше, чем через 2 года.



Место проведения: