Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Пора начать экспортировать образование

романповолоцкий.jpg

Роман Поволоцкий — координатор проекта «Кибер Россия», в прошлом разработчик и продюсер компьютерных игр. Edutainme встретились с ним на организованном «Кибер Россией» хакатоне «Собери университет 20.35» и поговорили о том, как сочетать бизнес и образовательные инициативы.

Как вы от игрового бизнеса перешли к образованию?

Все очень просто. У меня был опыт взаимодействия с образовательной системой, и он меня не удовлетворял. Система пытается всех сделать нормальными. Но я считаю, что ненормальность — это естественное отличие каждого человека от другого человека. Эту репрессивную машину я испытал на себе, когда не нашел ни мастеров, которые могли бы меня вдохновить личным примером, ни своего профиля. Я с детства играл в компьютерные игры, мне хотелось их делать. Сначала пытался найти образование, которое мне в этом поможет, но потом понял, что его просто нет. Поэтому я пошел в компанию по разработке игр, где получил образование и практику.

Ненормальность — это естественное отличие каждого человека от другого человека.

Ко мне часто приводят детей, в которых я начал видеть самого себя. Таких же мелких шкетов, которые играют в компьютерные игры, и родители пытаются с ними что-то сделать. А с ними особо делать ничего и не надо. Их надо просто направить.

Когда я только начал разрабатывать игры, у меня случился настоящий взрыв навыков. Уже спустя годы я понял, что игры — один из самых сложных видов программного обеспечения, и после него не представляет сложности разобраться практически в любом бизнесе. Я развивался, создавал неуспешные и успешные проекты. Вначале я открыл свою студию по разработке игры «Техномагия», потом ушел и сделал еще несколько компаний. И сейчас понял, что хочу заниматься образованием.

Чем занимается «Кибер Россия»?

У нас есть хорошие преподаватели, одни из лучших в мире программистов — так почему мы экспортируем человеческий капитал? В этом концепция «Кибер России»: прекратить экспортировать человеческий капитал и начать экспортировать образование.

В контексте цифровой экономики: блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, машинное обучение, большие данные. У нас все для этого есть, мы одни из мировых лидеров.
В этом концепция «Кибер России»: прекратить экспортировать человеческий капитал и начать экспортировать образование.

У меня активная гражданская позиция, я гражданин нашей страны. Считаю, что с точки зрения прав и возможностей все граждане одинаковы: студент ДВФУ и студент ИТМО, школьник Подмосковья и школьник Магадана, — они все должны иметь возможность построить свою счастливую и богатую жизнь.

Помимо этого, нужно чтобы преподаватели нормально зарабатывали. В России учитель утратил свой статус. Образование — оно же от слова «образ», а какой образ может подать человек, у которого нет никакого успеха за спиной, он не любит людей? Поэтому мы хотим создать институт наставников, у которых есть богатый практический опыт, положить его в методику, преподавать и продавать это тем, кто в состоянии покупать задорого и экспортировать.

А какая бизнес-модель?

Образовательная программа стоит порядка 300 тысяч рублей за одного студента. Программа длится 2 года и практически полностью замещает магистратуру. Пока работаем только с ДВФУ, но к этой модели уже проявляют огромный интерес, мы сейчас ее защищаем на очень высоком уровне.

Помимо этого, мы делаем междисциплинарные команды, которые играют в стартапы: даем им задачи, и они внутри учатся распределять роли. Проводим хакатоны, куда люди приходят и учатся создавать для реального бизнеса. Мы работаем напрямую с МТС, Агентством стратегических инициатив (АСИ), Российской венчурной компанией (РВК), спонсорами. Можно посмотреть на нашем сайте кейсы — это то, за что крупные компании готовы платить деньги.

Почему компании за это платят?

У компаний нет компетенций в цифровой экономике. У них есть стандарт, на который они потратили много времени.

А мы приходим и говорим: давайте мы вас проблематизируем, найдем производственные процессы, которые можно улучшить, поручим это ребятам, которые участвуют в хакатонах и образовательных программах, и из огромного количества проектов выберем победителей. И вот эти люди с геном победы будут вашу задачу потом обслуживать.

У компаний нет компетенций в цифровой экономике. У них есть стандарт, на который они потратили много времени.
Это хорошая договоренность. За минимальное количество денег — условно полтора миллиона рублей — крупная компания получает 20-30 прототипов. В какой еще системе за 1,5 миллиона рублей можно получить 20 прототипов и при этом еще команду, лучшую из двадцати? Это лучше, чем тендер, это лучше, чем все что есть сейчас на рынке. Если мы не будем строить из этого бизнес, все скорее всего развалится.

Почему вы решили прийти с этой моделью в АСИ? Чем они помогают?

Функциональное назначение АСИ — это карьерный лифт для таких решений как «Кибер Россия», чтобы в случае полезности они быстро доходили до стадии реализации. Моим проектом заинтересовались, попросили сделать обоснование. Мы начали работу и получили полную административную поддержку.

Каков размер инвестиций в проект?

Около 15 миллионов рублей мы с партнером на этот потратили: 7 в сам проект и 7 проинвестировали в победителей хакатонов.

Что произойдет с проектами, которые будут придуманы и запротипированы на хакатоне в эти два дня?

Следующим шагом будет наставничество, когда из прототипов нужно будет сделать первую демо-версию для тестирования. Это период от трех месяцев до полугода — я больше верю в полгода. Потом будет принято решение, какие из них можно будет внедрить как сервисы для университета Национальной технологической инициативы (НТИ) «20.35».

Мы не знаем, какое будет образование будущего, мы можем только сделать посев из сервисов, дать им возможность поработать и измерить общественно полезный результат. Скажет общество «отлично», значит мы попали.

Образование в России — не тот рынок, где решение принимает общество. Принимает решение государство — оно же платит, оно же и выбирает.

Но государство же служит обществу. У университета НТИ миссия — найти проекты, которые служат миссии образования и создают такую среду, которая позволит людям быстро развиваться и занять свою жизненную позицию.

Сейчас устоявшаяся практика, что какие-то стартапы несколько лет разрабатывают продукт, в который они безумно верят. А государство видит, что продукт работает, копирует и делает обязательным для всех.

Проблема стартапов, о которых вы говорите, в том, что они в одиночку пытаются тыкать копьишком в огромного мохнатого мамонта. Это так не работает. Надо объединяться, это еще одна миссия АСИ. Надо начинать с какой-то боли. Нужно эту боль аккумулировать и представить в виде описания проблемы. Дальше на базе этого нужно собрать экспертную группу и разработать решение. Фактически, оно должно стать основой для реформы.

Проблема стартапов в том, что они в одиночку пытаются тыкать копьишком в огромного мохнатого мамонта.

Стартапы могут прийти со своими решениями на ваш хакатон?

Когда как. Этот хакатон без готовых решений, следующий будет с ними. Для нас хакатон — это точка концентрации, где виден результат команды. Если представить, что у заказчика в виде Университета НТИ «20.35» есть боль, а стартап говорит, что может от нее избавить, то скорее всего, решение отличается от потребностей. Вот эта разница должна компенсироваться на хакатоне.

Приглашаю всех на сайт, канал в Telegram и страничку «Кибер России» в Facebook. Это уже наш третий федеральный хакатон, мы будем делать их и дальше, и с каждым разом они все больше и больше. Следующий будет весной. В сентябре мы планируем хакатон на пять стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения.

Планируете ли экспортировать образовательные программы?

Пока рано об этом говорить, но в планах Китай, Индия, Бразилия. Всем нужны блокчейн, виртуальная реальность, искусственный интеллект и большие данные.



Хакатон «Собери университет 20.35» прошел в начале ноября в пяти городах. Его организаторами стали проект «Кибер Россия» и Агентство стратегических инициатив. Участники должны были создать образовательные сервисы для Университета национальной технологической инициативы «20.35». Победителями стали 21 команда.
8 декабря во время конференции Cryptospace в Сколково «Кибер Россия» презентовала свою образовательную платформу на блокчейне TALANT, для которой планирует привлечь до миллиона долларов инвестиций. Программа будет собирать академические успехи каждого участника в паспорт компетенций и награждать его специальной цифровой валютой, которую можно потратить на образовательные программы или продать на бирже.



Место проведения: