Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Госдума открыла зеленый коридор для проектов Национальной технологической инициативы

b24y0832.jpg

Депутаты готовы создать необходимые нормативно-правовые условия для преимущества российских компаний, реализующих проекты на рынках Национальной технологической инициативы (НТИ), а также снять законодательные ограничения, тормозящие скорость внедрения изменений. Об этом рассказал руководитель экспертного совета по реализации НТИ при комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко на первом заседании экспертного совета, которое состоялось в Госдуме РФ 24 ноября.

«Я пригласил представителей всех профильных комитетов, деятельность которых так или иначе затрагивает процесс реализации НТИ. В их лице лидеры рынков получат надежных партнеров, которые будут оказывать законодательную поддержку в реализации инициативы. Каждый из депутатов, представляющих свой комитет, может предметно начать взаимодействие с лидерами нетов (рынков НТИ .net — прим.) и с профильными федеральными министерствами — Минпромторгом, Минкомсвязи, Минэнерго и т.д.», — сообщил Денис Кравченко.

Депутат подчеркнул, что жизнь меняется настолько стремительно, что законодательство за ней просто не успевает.

«Чтобы стать мощными игроками на рынках будущего, необходимо пересмотреть ряд законодательных ограничений, которые в современных условиях не дают нам быстро и динамично развиваться. Мы будем внимательно, взвешенно и последовательно заниматься решением этого вопроса, с учетом мнений специалистов и экспертов профильных комитетов Госдумы», — отметил Денис Кравченко.

b24y0861.jpg

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева напомнила, что в сентябре 2017 года правительство РФ утвердило положение о разработке и реализации «дорожных карт» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров для НТИ. Теперь рабочие группы НТИ получили возможность предлагать конкретные законодательные инициативы.

«Я бы хотела поблагодарить Вячеслава Викторовича [Володина] за то, что позволил создать на площадке Госдумы «зеленый коридор» для реализации НТИ. Это поможет обеспечить быстрое принятие тех нормативно-праваовых актов, которые нам, как кислород, необходимы, чтобы запустить действительно новые проекты», — сказала Светлана Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что считает необходимым разработать отдельный законопроект о реализации НТИ.

«В долгосрочной перспективе мы рассматриваем возможность утвердить отдельный закон о НТИ, который бы укрепил достигнутые результаты и позволил бы масштабировать эти результаты», — сказала Светлана Чупшева.

Если депутаты начнут включаться в формирование нормативно-правовых условий для рынков НТИ на ранней стадии, они смогут оценить все риски и создать конкурентные преимущества российским компаниям за счет более эффективного законодательного регулирования, считает директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

«В наших законопроектах будут как вещи, которые абсолютно необходимы, так и вопросы, ответы на которые мы не знаем. Это значит, что нам с вами нужно вместе выстроить кооперацию, где депутаты Госдумы будут включаться не только на финальном этапе принятия решений, но и будут участвовать в наших рабочих группах, понимая весь контекст — где какая мировая конкуренция, где интересы безопасности, которые безусловно необходимо соблюдать, где интересы качества жизни, а где интересы экономического развития. На балансе этих составляющих нам надо принимать быстрые и мудрые законы, которые продвигают наши рынки вперед», — пояснил Дмитрий Песков.

b24y0821.jpg

Он подчеркнул, что компаниям НТИ нужны площадки для эксперимента, где можно ошибаться, но эти ошибки должны быть быстрыми и дешевыми.

Любое промедление может привести к потере рынка и к тому, что российские разработки начнут «утекать» за рубеж.

«Расскажу на конкретном, достаточно болезненном для нашей страны примере. Два года назад у нас был принят закон о беспилотниках, который, прямо скажем, был недостаточно продуман. Авторы законопроекта взяли дословно текст аналогичного американского закона, просто скопировали базовые технологические требования у американцев. Закон не вступил в действие, подзаконные акты не были выпущены, система не заработала. Введя запретительные нормы и не доведя их, мы попали в ловушку, которую нам американцы устроили. Они взяли нашу дорожную карту (по рынку AeroNet — прим.), которую мы к тому времени опубликовали, и прямо по ней начали очень быстро законодательные ограничения снимать. В итоге сейчас для того, чтобы полетел дрон в США, например, на строительных работах, достаточно на смартфоне нажать 2 кнопки — место старта и место назначения, все остальное делается в автоматическом режиме. Сегодня мы эту процедуру легитимно и быстро вообще не можем сделать», — отметил Дмитрий Песков.

Это привело к тому, что одна из ведущих российских компаний — разработчиков беспилотных авиационных систем решила переехать в США.

«Переехала, прекрасно растет, капитализация увеличивается в десятки миллионов долларов каждый год», — добавил Дмитрий Песков.

По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, существуют сферы, развитию которых может навредить слишком активное регулирование и быстрое принятие законопроектов. Особенно это касается вопросов, однозначных ответов на которые в мире еще нет.

«Главный из этих вопросов — это вопрос о данных. Кто данными владеет, кто ими распоряжается, принадлежат они человеку, компаниям, государству. Каждый из этих путей возможен. Мы видим, как разные страны по-разному капитализируют эти возможности. Например, Китай сегодня берет эти данные, как государство, и отдает бесплатно частному бизнесу. И частный бизнес стремительно растет на основании этого большого объема фактически бесплатно получаемых данных. Они таким образом, хитрым, выигрывают мировую конкуренцию», — сказал Дмитрий Песков.



Справка

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) одним из приоритетов государственной политики. За прошедший период было запущено 8 дорожных карт, поддержано 25 проектов на межведомственной рабочей группе по реализации НТИ. Наиболее активно работа идет по направлениям Автонет (AutoNet), Аэронет (AeroNet), Маринет (MariNet), Нейронет (NeuroNet), Энерджинет (EnergyNet), Хэлснет (HealthNet), Технет (TechNet) и «Кружковое движение».

Реализация НТИ регулируется постановлением правительства РФ № 317. Создан проектный офис при РВК. Постановления о запуске инфраструктурных центров и технологических конкурсах НТИ находятся на утверждении в правительстве РФ.

Автор: Наталья Макаркина


Место проведения: