Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Школьники из Калининграда стали победителями и призерами всероссийской командной инженерной Олимпиады НТИ

Школьники из Калининграда стали победителями и призерами всероссийской командной инженерной Олимпиады НТИ

В Сочи подвели итоги большого всероссийской командной инженерной олимпиады школьников «Олимпиада Национальной технологической инициативы», прошедшей на базе образовательного центра «Сириус».

Наибольшее количество побед одержали учащиеся из Москвы, Казани и Новосибирска. Лучшими также стали школьники из Уфы, Курска, Йошкар-Олы, Калининграда, Красноярска, Ростова-на-Дону, Тюмени. А школьники из Калининграда оказались среди призеров.

Финалисты соревновались по 12 профилям, среди которых направления, связанные с беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, нейро- и биотехнологиями и другими передовыми научными областями. Профили Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году.

«Образовательная траектория участников олимпиады не заканчивается институтами, нам нужно ориентировать детей на будущее место работы. Очень симптоматично, что практически все треки, которые мы видим, проводятся в партнерстве с российскими компаниями, которые на следующем этапе биографии олимпиадников будут рады их принять. Нужно сделать так, чтобы число этих компаний росло с масштабом самой олимпиады», — рассказал статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.

В свою очередь заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и секретарь оргкомитета олимпиады Алексей Федосеев отметил, что финалисты получили возможность работать с реальным инженерным оборудованием, применяя на практике продемонстрированные на отборочных этапах знания: «В олимпиаде следующего года ожидается несколько новых профилей, среди которых информационная безопасность, 3d-моделирование, работа с блокчейнами и новые финансовые технологии, подводная робототехника и другие», — сказал он.

Список победителей и призеров

Автономные транспортные системы

Участники работали над созданием комплексной транспортной сети: корабль, машина, коптер, которые ориентируются при помощи спутника и доставляют груз.

Для каждого транспортного средства необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС при помощи данных со спутника и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС, ожидающим груз — за исключением последнего этапа, коптеры не используют спутник для ориентации) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и т. д.).

Команда-победитель: Вжух и в продакшн

Участники команды:

  • Валерий Белавенцев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  • Лев Литвинов, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
  • Валерий Васильев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  • Александр Серянин, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  • Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25
  • Спец. приз от РВК — практика в одном из фаблабов России.

Призеры

  • Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25
  • Серянин Александр, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  • Баханов Артем, 10 класс, Черноголовка, школа № 82
  • Калинин Григорий, 9 класс, Ковров, школа № 22
  • Цветков Иван, 10 класс, Москва, школа № 444
  • Власов Семен, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Дунаев Алексей, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ республики Марий-Эл (Политехнический лицей-интернат)
  • Опякин Роман, 11 класс, Уфа, Лицей № 153

Победители

  • Белавенцев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  • Литвинов Лев, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
  • Васильев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007

Большие данные и машинное обучение

Финальное задание профиля состояло из двух частей: определить автора отрывка из дневника (конца XIX — начала XX века) и выявить определенные значения объектов из предложенного текста (отрывки из книг памяти): фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и другие объекты. В обеих задачах финалисты использовали большие объемы неразмеченных данных.

Команда-победитель (в категории 9 класс): KvantKen

Участники команды:

  • Гринченко Кирилл, 9 класс, Калининград, школа 31
  • Дубынин Алексей, 9 класс, Калининград, школа 31
  • Пасечнюк Дмитрий, 8 класс, Калининград, МБОУ СОШ «Школа будущего»
  • Команда-победитель (в категории 10-11 класс): На 20% круче

Участники команды:

  • Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
  • Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Сергачев Данила, 11 класс, Курс, Лицей № 31

Призеры

  • Сергачев Даниил, 11 класс, Курск, Лицей № 31
  • Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
  • Емельяненко Дмитрий, 11 класс, Москва, школа № 179 МИИО
  • Творожков Андрей, 11 класс, Москва, школа № 2101
  • Калугин Владислав, 11 класс, Барнаул, Гимназия № 123
  • Панасова Анастасия, 11 класс, Смоленск, Смоленский ФМЛ при МИФИ
  • Шабат Дмитрий, 9 класс, Москва, школа № 444

Победители

  • Жидков Всеволод, 9 класс, Воткинск, Воткинский лицей
  • Попов Антон, 11 класс, Сыктывкар, Лицей народной дипломатии
  • Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы

Интеллектуальные энергетические системы

Задание направления заключается в проектировании и управлении умными сетями на специально разработанном стенде. Стенд включает в себя модель небольшого поселения с объектами генерации (электростанции, ветрогенераторы и т. п.), потребителями разного уровня (дома, больницы, промышленность) и соединяющей сетью. Стенд воссоздает реальные условия — изменения освещенности, ветра и т. д. Команды моделируют управляющие компании, которые должны обеспечить потребителей без потерь, а также наиболее эффективно распорядиться доступными ресурсами (в том числе продать излишки электроэнергии и т. д.). Это испытание, в котором побеждает команда не только продвинутая в инженерном смысле, но и экономически подкованная, способная реализовать наилучшую стратегию.

Команда-победитель: Тесла

Участники команды:

  • Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
  • Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33
  • Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
  • Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
  • Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3

Призеры

  • Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
  • Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
  • Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3
  • Маланин Сергей, 10 класс, Санкт-Петербург, Гимназия № 1
  • Кирсанов Даниил, 10 класс, Астрахань, Гимназия № 1
  • Сырников Евгений, 11 класс, Заречный, МАО ГО Заречный СОШ № 1

Победители

  • Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
  • Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33

Инженерные биологические системы

Для школьников 9 класса и младше работа в области биотехнологий строилась вокруг трехуровневой аквапонной установки. Каждой команде участников был предложен одинаковый набор, состоящий из трех сообщающихся аквариумов (с рыбами, высшими растениями и почвой), оснащенных датчиками для измерения химических, температурных и биологических показателей.

Команда-победитель (в категории 9 класс): Futech

Участники команды:

  • Анастасия Афанасьева, 9 класс, Москва, школа 2090
  • Яна Балацкая, 9 класс, Москва, школа 2090
  • Николай Лебедев, 9 класс, Барнаул, МБОУ Лицей «Сигма»

Команды участников 10-11 классов работали над проектом по получению целевого белка путем проведения клонирования и трансформации клеток при помощи методов молекулярной биологии и генной инженерии. Школьники проводили агарозный электрофорез, определить по нему образец с плазмидой, необходимой для запуска качественной трансформации клеток. Определив, где какая плазмида, команды трансформировали клетки и проводили посев трансформанты на агаризованные среды.

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Organs of Labor

Участники команды:

  • Изюмов Игорь, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
  • Русина Элина, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
  • Порванова Евгения, 10 класс, Дубровка, ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Призеры

  • Балацкая Яна, 9 класс, Москва, школа 2090
  • Вольнов Петр, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Смирнов Михаил, 11 класс, Озерск, МБОУ Лицей № 39
  • Ризатдинова Софи, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ РМЭ «Лицей им. М. В. Ломоносова»

Победители

  • Руднева Дарья, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Тишкова Мария, 11 класс, Новосибирск, Лицей № 22 «Надежда Сибири»

Электронная инженерия: умный дом

Команды продумывали системы безопасности, проектировали оснащение умного дома датчиками движения, освещения, уровня дыма и учитывали дополнительные, возникающие по ходу проектирования условия (проникновение в дом посторонних, отслеживать открытые/закрытые двери и окна).

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Lonely Sabotage

  • Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Талалаева Руфина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Призеры

  • Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Валеев Ренат, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Сафин Инсаф, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Победители

  • Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Современные структуры и материалы

Финалистам было необходимо провести химический синтез и получить сферы диоксида кремния. После этого, используя полученный золь, участники сформировали фотонно-кристаллические пленки и для лучшего из образцов с помощью современных методов исследования определили размеры частиц, образующих пленку.

Команда-победитель: Алхимики

Участники команды:

  • Ажугим Денис, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435

Призеры

  • Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Денисова Александра, 9 класс, Ижевск, Гуманитарный Юридический Лицей № 86
  • Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435

Победитель

  • Чекин Игорь, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы

Интеллектуальные робототехнические системы Финалисты решали задачу навигации и локализации робототехнического устройства в помещении. Исходя из поставленной задачи, школьники собирали электро-механическую часть проекта, затем оценивали целесообразность использования того или иного набора датчиков, а также определяли нужное количество. Но основная работа, которую необходимо было выполнить — спроектировать и отладить устройство управления, которое позволяло бы выполнить главную часть задачи: проложить оптимальный маршрут на модели склада.

Команда-победитель: YoS

Участники команды:

  • Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
  • Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова

Призеры

  • Макаренко Илья, 10 класс, Железногорск, Школа Космонавтики
  • Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
  • Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова

Победитель

  • Гариханов Айдар, 10 класс, Казань, IT-Лицей КФУ

Нейротехнологии

Финалисты собирали модель промышленного манипулятора, управляемого с помощью биосигналов человека. Принципы, использующиеся при решении этой задачи, используются во многих современных направлениях — от управления бионическими протезами человеческой руки до создания систем мониторинга восстановления мышечной активности человека. Участники работали над созданием производственного манипулятора, управление которым осуществляется с помощью биосигналов.

Команда-победитель (в категории 9 класс): FTL-Neuro

Участники команды:

  • Баринов Даниил, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Плужник Вероника, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Плужник Ангелина, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Gravity Участники команды:
  • Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Шептур Ангелина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Призеры направления «Нейротехнологии»
  • Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Ядерные технологии

Ребята работали с макетом АЭС, максимально точно моделирующим процессы, происходящие в ядерном реакторе и энергетическом оборудовании. Изучали и корректировали параметры АЭС, доступные к регулированию. Каждая команда управляла собственным макетом с помощью компьютерного моделирования.

Команда-победитель: Ковер

Участники команды:

  • Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Румянцев Владислав, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Гребенюк Вадим, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Горевских Владислав, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Доленко Александр, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Призеры

  • Бахарева Анастасия, 11 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Победитель

  • Сапоцкий Даниил, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Беспилотные авиационные системы

Участники собирали модель коптера и настраивали работы систем и контроллеров для ориентации внутри прозрачного куба и прохождения конкретного маршрута.

Команда-победитель: Out of pilot

Участники команды:

  • Евгений Транцев, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Шигапов Тагир, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Моисеев Никита, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Призеры

  • Транцев Евгений, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Григорьева Екатерина, 9 класс, Новосибирск, Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка

Технологии беспроводной связи

Ребята решали задачу беспроводной безопасной передачи сложных данных в условиях зашумленного и ограниченного канала связи. Сначала им пришлось поработать над передачей данных в зашумленном канале, а затем — получить как можно более точные данные и при помощи аддитивных технологий воссоздать функциональную часть демонстрируемого устройства. Т. е. в начале отсканировать, потом передать, а потом распечатать деталь на 3D принтере так, чтобы распечатанная деталь встала в систему шестеренок и отработала правильно.

Команда-победитель: Буйный чайник

Участники команды:

  • Бойко Илья, 10 класс, Краснодар, Школа № 101
  • Волкова Вероника, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Душко Ирина, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Евсеев Максим, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
  • Набиуллина Алсу, 10 класс, Иннополис, «Лицей Иннополис»

Призеры

  • Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
  • Ильина Елизавета, 8 класс, Красноярск, Школа № 143

Победитель

  • Гусева Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1580

Системы связи и ДЗЗ (Космические системы)

В распоряжении команд-участников находился конструктор, моделирующий все основные функции космического аппарата. Отработку задания участники осуществляли на специальном стенде, имитирующем космическое пространство: вращающийся глобус, подвес на нити для создания условий невесомости и прожектор, играющий роль Солнца. Оценивалось задание по двум критериям: скорость передачи данных, которую нужно максимизировать и, потери данных при передаче, которые нужно минимизировать

Команда-победитель: ВИАС

Участники команды:

  • Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3
  • Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32

Призеры

  • Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Сунгатуллина Гульнара, 10 класс, Иннополис, Лицей Иннополис
  • Смолин Владимир, 11 класс, Тюмень, Общеобразовательный Лицей ТИУ

Победители

  • Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32
  • Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3

Место проведения: