Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Беспилотный транспорт для города

22.06.2016
Источник: rzd.ru

Фонд «Сколково» и ООО «Бакулин моторс групп» (БМГ) создадут специальный центр для разработок и тестирования беспилотных транспортных средств, которые смогут передвигаться в городской среде.

Самодвижущаяся тележка В центре будут проходить испытания роботизированных комплексов автопроизводителей и программного оборудования для них в «Сколково». Этими разработками занимается ООО «КБ Аврора», где и создали платформу — самодвижущуюся тележку на колесах с электроприводом.

Ранее на ней испытывали электронную начинку для автономной рулевой автомашины «Газель». В дальнейшем к данной системе в АО «ГАЗ» добавили свои приводы для управления автомобилем данного типа и набор датчиков для позиционирования на полигоне, а также IP-камеру, линейный лазерный сканер SICK для построения маршрута, гироскопы, акселерометры и GPS-приемник для позиционирования на трассе. Таким образом, автопроизводитель собрал своего робота-водителя и занялся его дальнейшим испытанием.

В конструкторском бюро могут похвастаться и другой инновацией: на средства гранта фонда «Сколково» для аналогичных целей была приобретена еще одна платформа — на гусеничном ходу на базе вездехода Tinger, который производят в Череповце. В прошлом году ее превратили в мобильную автономную робототехническую систему (МАРС). И это еще одно направление для испытаний начинки для беспилотников подвижного состава на гусеничном ходу.

Технический прорыв Все это и подтолкнуло «Сколково» сделать очередной шаг вперед — создать свой центр исследований и разработок роботизированных транспортных средств. А партнером в этом проекте и стало ООО «БМГ».

В центре предполагается усовершенствовать программно-аппаратный комплекс автопилотирования с учетом задач в сфере пассажирских перевозок. Кроме того, предстоит разработать интеллектуальную систему управления транспортными потоками в городской среде и комплекс мероприятий для обеспечения кибербезопасности при вождении транспортных средств, организовать глобальное позиционирование и создать навигационные карты для беспилотников.

На начальном этапе предполагается привлечь к работе в центре 30 сотрудников, а к 2018 году в нем будет трудиться уже около 100 специалистов. «Такие планы роста свидетельствуют о стратегической важности развития беспилотного пассажирского автотранспорта. На мой взгляд, это правильный шаг, поскольку почти все компании, ведущие исследования в сфере беспилотного, автономного транспорта, присутствуют в «Сколково» в качестве резидентов или ключевых партнеров. В этой области возможен технический прорыв», — сообщил руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов.

По словам коммерческого директора ООО «КБ Аврора» Виталия Савельева, проект по интеграции предприятия, которое производит автобусы, и конструкторского бюро стартовал еще в 2015 году. «А уже в ближайшее время мы планируем перейти к созданию коммерческого продукта», — добавил он.

В «КБ Аврора» считают, что у проекта большие перспективы. Прежде всего на территории «Сколково» можно создать сеть автопилотируемых автобусов со всей инфраструктурой — системами управления, зарядными станциями, пунктом диспетчеризации и умными остановками. Как уточнил А. Ефимов, «Сколково» располагается на территории в 400 га, где можно испытать весь комплекс беспилотных технологий перевозок пассажиров.

Робот прокатит пассажиров «Взаимодействие с фондом откроет холдингу доступ к базе инновационных технологий в IT-сфере, автономной энергетике, робототехнике, агрегатной базе и другим разработкам компаний-резидентов всех кластеров «Сколково». Кооперация с перспективными стартапами укрепит лидирующие позиции компании как инновационного производителя транспорта», — считает генеральный директор ООО «БМГ» Алексей Бакулин.

По его словам, уже через 1,5 месяца может быть представлена модель умного автобуса. Впервые в РФ появится транспортное средство, в котором не будет предусмотрено место для водителя. Причем новая платформа может быть как пассажирской, так и грузовой.

Беспилотник на восемь посадочных мест разрабатывается для закрытых территорий и городов, больших выставочных центров и медицинских комплексов, парков, заводов.

Как полагает А. Бакулин, если подобный вид транспорта разрешат использовать на городских улицах, ожидается настоящая революция. И это может произойти в 2018 году, когда предполагается проложить первый беспилотный уличный маршрут. Во всяком случае такая идея прорабатывается в тесном сотрудничестве с Минпромторгом России. Причем оборудование инновационной машины будет на 60% отечественным.

Машина без водителя?

Как сказал в рамках XX Петербургского международного экономического форума министр транспорта Максим Соколов, все основные системы беспилотного транспорта практически уже созданы. Имеется оборудование для управления движением, система навигации и позиционирования. Осталось решить вопрос с техническим зрением и обеспечением системы кибербезопасности. Кроме того, потребуется создать правовое поле для использования беспилотников и разработать принципы обеспечения дорожного движения.

Наработки в сфере датчиков для бортового автопилотирования ведутся практически всеми основными автопроизводителями — как зарубежными, так и отечественными. Ведь, например, согласно планам ЕС в не столь отдаленной перспективе подобные системы станут стандартом. Водителю при их использовании останется только держать руки на руле, а целый ряд операций за него должна будет выполнять электроника.

В «Сколково» предлагают свою инновацию — интеллектуальную систему автопилотирования RoboCV, половину средств в разработки которой вложил фонд Global Ventures под управлением I2BF. Сейчас RoboCV оснащает автопилотами складскую технику. Однако вскоре появятся подобные системы и для машин. Как сообщил партнер и глава I2BF в России Александр Корчевский, фонд рассчитывает выйти из проекта с прибылью в течение 4-5 лет.

Созданы основы и для создания первой в России защищенной от взлома квантовой линии связи. В порядке эксперимента ее начал использовать Газпромбанк. Линия построена на основе технологии Российского квантового центра (РКЦ), также одного из резидентов «Сколково».

В Швейцарии и Китае уже есть целые сети банков и госорганов, объединенные квантовыми защищенными каналами связи. Основная проблема таких сетей состоит в ограниченности зоны их действия. В России собираются решить ее, чтобы выпустить коммерческую версию продукта.

Таким образом, к 2020 году могут появиться полностью автономные автомобили. Технические вопросы, по мнению экспертов, уже не являются непреодолимыми. В ряде стран, включая Россию, уже начались обсуждения возможных изменений в правила дорожного движения.

Александр Солнцев Беспилотный транспорт для города


Место проведения: