Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Новый спрос меняет предложение школ бизнеса

25.01.2016
Источник: Ведомости

Всегодняшних условиях особенно ценится практическая направленность образования», – считает Татьяна Гаранина, доцент кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ). Ее коллеги по школе замечают возросший интерес слушателей к вопросам, связанным с управлением изменениями, риск-менеджментом и антикризисным управлением.

Слушать бизнес

«В текущей экономической ситуации в российском бизнесе появилось множество новых рисков, – констатирует Гаранина. – В связи с этим перед бизнес-образованием стоит важная задача: проактивно смотреть на учебный план программы и уделять особое внимание темам, связанным с применением современных инструментов управления компаниями в динамично изменяющейся среде.

Каким будет бизнес-образование будущего «Ведомости» поинтересовались мнением профессоров России и Нидерландов

«Тенденции, которые мы наблюдаем в секторе корпоративного обучения, схожи с общими тенденциями на рынке. В общем и целом их можно охарактеризовать как переход от глобальности к адаптивности, – формулирует Александр Чмель, профессор практики программ корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково». По его словам, крупные корпорации и государственные структуры стали экономить на образовании, искать наиболее эффективные и экономные способы удовлетворения своих потребностей в развитии персонала. Прежний интерес к программам, ориентированным на завоевание глобального лидерства, смещается в сторону программ, нацеленных на повышение операционной эффективности, выживания бизнеса в условиях заданной реальности.

Если и дальше так пойдет, то курс МВА будут принимать эсэмэской

«Если рассуждать об актуальности тем, которые востребованы в кризис, то самый частый запрос – композиция или формирование команды с использованием соответствующей диагностики», – рассказывает Анастасия Цымбал, директор по продвижению и развитию бизнес-школы AMI. Она подчеркивает, что теперь фокус сменился со сплоченности команды на ее эффективность, а также на знание членами команды сильных сторон друг друга в рабочем контексте. Объяснение этому, на ее взгляд, очевидно: необходимость в текущей экономической ситуации быстрого решения конкретных бизнес-задач с максимальным использованием всех ресурсов (в том числе и человеческих).

Импортозамещение: за и против

«Продукты, цены на которые выставляются в евро (зарубежные игровые решения для бизнеса, диагностики персонала, иностранные преподаватели) становятся менее актуальными, заказчики ищут их отечественные аналоги, и по некоторым позициям нашему рынку есть что предложить», – говорит Цымбал. По ее словам, все больше отечественных бизнес-тренеров создают довольно качественные игровые продукты, которые могут заменить зарубежные. Однако по части диагностики отечественные разработки в большей степени специализируются на научных решениях, которые не позволяют решать конкретные управленческие задачи (формирование команды, наём, ротация персонала и др.), поэтому для управленческих прикладных целей до сих пор больше используются зарубежные подходы.

Бодо Шлегельмильх

Декан WU Executive Academy

Преподавая в Таиланде, Вьетнаме, Китае, России, Европе и Штатах, я всегда слышу от студентов один и тот же вопрос: Чем мы отличаемся от остальных?

«Все преподаватели программ Executive MBA в Высшей школе менеджмента СПбГУ имеют очень высокий уровень знаний, тем не менее мы считаем очень важным приглашение практиков из бизнеса для проведения либо гостевых лекций в рамках курсов, либо целых курсов», – констатирует Гаранина. Она поясняет, что ведущие руководители бизнеса делятся своим опытом и нестандартным подходом к решению различных ситуаций в управлении компаниями. В ВШМ СПбГУ считают, что международный опыт также очень важен для руководителей российских компаний.

«Важными навыками руководителей сегодня являются знания в области управления рисками и опыта работы в международных компаниях, которые позволяют российским компаниям получить конкурентные преимущества в современной динамически изменяющейся мировой экономике, – уверена Гаранина. – Именно поэтому мы сейчас развиваем систему международных обменов слушателями в ходе реализации курсов нашей программы EMBA, что позволит им развить дополнительные навыки и компетенции».

Процедура поступления в бизнес-школы США и Европы меняется

Чмель согласен: «Закономерно и то, что со стороны слушателей появился запрос и на освоение способов работы в условиях санкций, изучение опыта других стран, которые прошли через схожие проблемы».

Что меняют

«Самой востребованной программой переподготовки в прошлом году оказалась программа «Executive MBA – Стратегическое и корпоративное управление», ориентированная на первых лиц компаний, собственников бизнеса», – делится наблюдениями директор по маркетингу и развитию бизнес-школы «Мирбис» Федор Федоров. Среди коротких программ востребованными оказались курсы по лидерству, прогнозированию рынка, анализу больших данных и предпринимательству. Из отраслевых направлений вырос спрос на управление медицинским бизнесом и логистику. Менее востребованными курсами стали гостеприимство и строительство. «Это связано с тем, что кризис не прошел мимо отраслей», – считает Федоров.

Студентам бизнес-школ придется платить больше

Российские бизнес-школы повышают цены на курсы MBA «Ведомости» выяснили, какие школы собираются сохранить цены в этом году

В Петербурге отмечают, что все более важными стали компетенции в области маркетинга в связи со сменой географии ведения бизнеса российских компаний, зачастую расширяющих бизнес в смежных отраслях и диверсифицирующих свою деятельность. Поэтому ВШМ СПбГУ ввела в учебный план программы такие курсы, как «Стратегическое управление технологическими инновациями» и «Современные маркетинговые коммуникации».

«Бюджеты на обучение у компаний стали меньше, – отмечает Цымбал из AMI. – Однако те компании, которые до кризиса пользовались услугами школ, и сейчас продолжают это делать, хоть и с большой экономией: переходят на e-learning, корпоративное обучение, развивают внутренних тренеров, стараются приобретать краткосрочные программы под решение конкретных проблем». Поэтому, по наблюдению Цымбал, в корпоративном секторе стали более популярными форматы, которые с внутренним обучением не конкурируют: стратегические сессии, коучинг, краткосрочные программы «под задачу», бизнес-игры и др.

Бизнес-школам предстоит воспитать менеджера нового типа

«Главный запрос корпоративного сектора на бизнес-образование не изменился даже под влиянием кризиса и сводится к необходимости развития, трансформации сегодняшних менеджеров в завтрашних лидеров – лидеров, которые нацелены на результат, обладают развитыми навыками командной работы и осознают ее необходимость, готовы брать на себя ответственность за принятие решений и демонстрировать операционную эффективность», – уверен Чмель из «Сколково».


Место проведения: