Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Коммуникационная лаборатория — 2014

Коммуникационная лаборатория — 2014

Образовательно-нетворкинговый проект «Коммуникационная лаборатория» был запущен РВК для того, чтобы преодолеть информационный разрыв между российским научным сообществом и СМИ, помочь им эффективно взаимодействовать друг с другом и, в конечном итоге, воспитать в России новый класс специалистов — научных коммуникаторов.

В 2014 году проект объединил около 500 участников со всей России. Было проведено 25 обучающих и дискуссионных мероприятий для ученых и журналистов, 12 пресс-туров в научные организации, выпущен сборник практик «Формула научного PR», впервые вручена отраслевая премия для пресс-секретарей научных организаций и запущен экспериментальный сервис для обмена научными новостями «Открытая наука».

Первоочередной задачей стало приглашение ученых, журналистов и PR-специалистов на общую площадку, где у них появилась возможность личного контакта, обсуждения проблем и совместной выработки решений, которые помогут преодолеть барьеры в коммуникации и усилить имидж отечественной науки. 10 июля на территории DI Telegraph состоялся открывающий семинар проекта — «Лабораторная работа №1». В рамках мероприятия прошло 8 пленарных выступлений, дискуссия о том, в чьих руках инициатива по популяризации науки, и 8 параллельных мастер-классов по прикладным коммуникационным навыкам: от ошибок коммуникационной стратегии вуза и научного сторителлинга до того, как снять фильм о своем открытии.

Следующим шагом организаторов «Коммуникационной лаборатории» стала попытка подсчета научных коммуникаторов в России. Для этого РВК и SPN Communications провели исследование с участием РИА Новости (МИА «Россия сегодня») и НИУ ВШЭ.

10 сентября 2014 года состоялась «Лабораторная работа №2», которая прошла в здании Президиума РАН в рамках Moscow Science Week, целью которой был нетворкинг. В числе кураторов и участников проекта от СМИ выступили сотрудники научных редакций «Ленты.ру», «Газеты.ru», МИА «Россия сегодня», «Вокруг света», «Элементы.ру», «В мире науки», «Эксперт», а также корреспонденты «России 1», ИТАР-ТАСС и «Русской службы новостей». Представители более 10 НИИ и научных организаций попытались заинтересовать журналистов рассказом о себе, результатом чего стал ряд пресс-туров и публикации в СМИ.

Самые активные журналисты в сентябре-ноябре поехали с экспериментальными пресс-визитами в научно-исследовательские институты Москвы и Московской области, чтобы своими глазами увидеть, а затем рассказать широкой аудитории, чем сегодня живет российская наука. Результатом стали материалы на федеральных СМИ, например: на «России 1» в программе «Утро России» в эфир вышли репортажи о том, как магниты помогут вылечить болезни нервной системы, и про вандалоустойчивое покрытие. А на радио «Русская служба новостей» в программе «Утренник» выступила Евгения Тимонова (автор видео-блога «Все как у зверей»), которая рассказала о том, насколько люди похожи на животных. На радио «Вечерняя Москва» состоялось интервью старшего научного сотрудника института биоорганической химии Российской академии наук Константина Минеева о разработке новых лекарств.

Для укрепления профессионального самоопределения была учреждена новая специальная номинация «Коммуникационная Лаборатория» в рамках IV Всероссийского конкурса инновационной журналистики Tech in Media.

Финальным аккордом проекта «Коммуникационная лаборатория» стало издание «Формулы научного PR» — сборника кейсов и советов от специалистов, которые занимаются коммуникациями в сфере науки и образования. Авторы — более 20 экспертов, занимающихся популяризацией науки в России в настоящее время.

20 ноября 2014 года запустился экспериментальный онлайн-проект «Открытая наука» на базе портала «Теории и Практики».

Это инструмент для обмена информацией и совместной работы научно-исследовательских организаций, СМИ, экспертов и простых читателей. С его помощью ученые, службы по связям с общественностью НИИ и вузов могут удобно и быстро делиться новостями своих исследований и открытий, не тратя времени и усилий на поиск нужного журналиста, а журналисты — получать актуальные материалы и комментарии от авторов в режиме реального времени.

В 2015 году проект начался с открытия мастерской на Летней школе Русского репортера. Начинающие популяризаторы науки разбирались, кто такие научные коммуникаторы, в чем секрет эффективного PR в этой сфере и как правильно вести себя пресс-службе научной или образовательной организации в разных ситуациях. Профессиональные пиарщики и специалисты пресс-служб научных организаций рассказывали о разработке и реализации коммуникационной стратегии, креативном PR и о немедийных каналах коммуникации, а научные журналисты объясняли, в чем секрет интересных текстов о научных исследованиях и как написать научно-популярную книгу. Выступали перед участниками и ученые: профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Михаил Гельфанд рассказал слушателям мастерской о полемических приемах в научных коммуникациях на примере темы ГМО, а Валерий Ройзен (МФТИ) прочитал научно-популярную лекцию о загадочном мире дизайна лекарств.

В планах проекта проведение следующего этапа исследования, мероприятия для научных коммуникаторов и журналистов в Москве и регионах, новый интересный формат «Лаборатория кейсов», который объединяет образовательные и научные организации, брендинговые и коммуникационные агентства, студентов факультетов по связям с общественностью.


Контакты


Партнеры проекта


Аналитика

Сентябрь 2014
Исследование коммуникационных практик научно-образовательных организаций РФ
Скачать
PDF, 10.33 МБ
Все материалы

Медиа-центр

Новости проектов | Статьи
24.04.2015
РВК и агентство SPN Communications завоевали международную премию в области брендинга и репутационного менеджмента SABRE Awards 2015. Совместный проект компаний «Коммуникационная лаборатория», посвященный развитию научных коммуникаций в России, стал победителем в группе номинаций In2 SABRE. Список лауреатов In2 SABRE Awards опубликовал организатор премии – The Holmes Report.
Все новости
18.03.2016
Молодая аудитория, знакомая с интернет-платежами, склонна участвовать в краудфандинге научных проектов, а сам сбор средств на краудфандинговых площадках позволяет привлечь внимание СМИ и крупных спонсоров
Все cтатьи
Место проведения: